Пафос! Артур Хейли со своим «Аэропортом» нервно курит в стороне.
Приготовиться к вылету
Аэропорт Тиличики. Понедельник. Восьмое февраля. Утро...
«Вылеты на сегодня отменяются. Аэропорт закрыт по метеоусловиям...» Бесстрастный голос информатора не взволновал никого из пассажиров. В зале ожидания их нет.
Ветер, напоенный дождем и снегом, бьет наверняка – в лицо. Температура – «ноль градусов», ноги вязнут во влажном прибрежном снегу. Ведь рядом морской залив, а он сейчас – чудовищная вакханалия льдин, шуги, свинцовых, с серыми гривами пены, волн.
Село Хаилино. Понедельник. Восьмое февраля.
В операционной участковой больницы – испарина напряжения, долгая битва за жизнь. Трудные роды у Елены Катаургиной – возникают сомнения. Нет, своими силами, пожалуй, не справимся! Требуется помощь врачей районного центра, обеспеченных лучшей аппаратурой. Секунды промедления грозят катастрофой. Медики села решение приняли.
К зданию местного аэропорта роженицу доставляют с трудом: сплошная стена снега, резкие порывы ветра делают испытанием каждый шаг. Но вот и входные двери. Ожидание началось. Сопровождающие бережны, больная плоха, диспетчер оперативен.
Вопрос: «Кто летит в Хаилино?»
Ответ: «Вертолет МИ-8. Командир Петрищев».
Замполит В.А. Якушевский: «Пётр Фролович – ветеран коллектива, кавалер ордена «Знак Почета». По итогам соревнования, прошедшего в минувшем году, его экипаж завоевал право называться образцовым. Сам командир заслуженно именуется «Лучший по профессии». Профессиональный почерк летчика – хладнокровие, умение верно сориентироваться в любой критической ситуации. Наиболее заметные качества характера – спокойствие, скромность».
Аэропорт Тиличики. В тот же день.
Характер погоды не изменился. Летное поле продуто насквозь – гигантская аэродинамическая труба. Бьется на мачте черно-белый сачок ветроуказателя, словно хочет оторваться толстая, объевшаяся ветром и снегом, змея. Воздушные корабли на местах стоянки надежно закреплены растяжками. Зачехлены двигатели. Лишь иногда особенно сильный снежный заряд качнет многотонную машину. Продолжают свою работу тракторы и снегоочистители наземной службы.
Экипаж П.Ф. Петрищева на дежурстве. Так заведено у авиаторов, что в пору самой лютой непогоды – на вахте хотя бы один экипаж. На всякий случай.
И случай не заставил себя ждать. В пилотскую поступает сигнал. «Хаилино просит помощи». Поднимается командир. Не отстают второй пилот А.Н. Глуховцев и бортмеханик А.И. Яковенко.
Есть у авиаторов в «Наставлении по производству полетов» положение, по которому решение на вылет принимает только командир воздушного судна. Лишь он, первый пилот, может взять на себя это жесткое, мужское право решать. Многое в подобной ситуации зависит от одного условия. И оно, пожалуй, самое веское. Руководитель экипажа самостоятелен настолько, насколько ему позволяет «Личный минимум командира». А он у каждого пилота свой, отражающий качество летной подготовки, характеризующий профессиональный потенциал работника.
Вопрос: «Ваши действия, командир?»
Ответ: «Приготовиться к вылету».
Замполит В.А. Якушевский: «У П.Ф. Петрищева стаж работы в авиации 16 лет. На Камчатке с 1967 года. А три года спустя уже возглавлял экипаж вертолета МИ-4. Отличное знание техники, постоянное самосовершенствование выдвинули его в ряды наиболее подготовленных пилотов. Именно поэтому Петру Фроловичу, одному из первых на Севере, доверили освоение новой машины – вертолета МИ-8. Действия летчика отличаются высокой надежностью. По его вине не произошло ни одного авиационного происшествия».
Аэропорт Тиличики. Двенадцатое февраля. Полдень.
Обычная суета вокзалов. «Вниманию пассажиров, вылетающих по маршруту...». Вереница отъезжающих у стойки регистрации. Сумбур прощальных разговоров. Алые точки на табло – номер очередного рейса. Рабочий день авиаторов.
Летное поле наполнено грохотом прогревающихся двигателей, гулом автомашин, треском динамика громкой связи.
У входной двери аэродрома – группа оживленно беседующих людей. Знакомимся. Жители села Хаилино встретили своего земляка, оленевода совхоза «Корфский». Что может быть радостней встречи соседей в другом поселке, за сотни километров от родного дома? Из быстрого, чуть-чуть сумбурного, разговора удается понять одно: в селе – хорошие новости, у Ивана Ивановича (а так зовут старого пастуха) пополнение в роду.
– Летчики – мастера настоящие, – продолжает свой рассказ дедушка. – Пурга, снег в глаза. Вдруг слышим: гудит! Летит вертолет. Приземлились, дочку мою забрали – и назад. Вот приехал тоже. Оказывается, врачи успели помочь.
– С кем можно поздравить, Иван Иванович?
– Конечно, с мальчишкой! Андреем назвали...
Начальник отдела перевозок В.Д. Топольцев: «Вылет по санзаданию восьмого февраля проводил экипаж П.Ф. Петрищева. По сигналу командира летчики заняли свои места и ушли в небо. Диспетчерские службы нашего и хаилинского аэропортов вели вертолет по трассе. Выполнять полет было не легко. На всем протяжении трассы – обильный снегопад.
В селе приземлились благополучно, забрали больную – и в райцентр. На месте ждала машина скорой помощи. Задание было выполнено.
Пётр Фролович сделал свое дело. Сработал нормально. Так, как любой другой командир и экипаж, будь понедельник их днем дежурства. Это – норма, обычный трудовой день авиатора.
Вопрос: «Где П.Ф. Петрищев в настоящее время?»
Ответ: «На севере района. Работает там...»
В. САПЕГИН,
«Корякский коммунист», № 25,
27 февраля 1982 года
#Камчатка #вертолет #санзадание #летчик
Оставить сообщение: